Российское телевидение как общественная служба / ООО «ВИП-Псков», Псков, Реклама на телевидении в Пскове
 
На главную
Контакты
Карта сайта
Аналитика
Новости

Российское телевидение как общественная служба

18.01.2010

Концепция общественного телевидения, известная, прежде всего, благодаря практике западноевропейского ТВ, актуальна для России уже много лет. Действительно, образованные интеллектуалы не приемлют коммерческие и довольно похожие стратегии государственного и частного телевидения. К тому же в России сложился парадокс: государственное телевидение действует на рынке аналогично коммерческому, поскольку активно занимается продажами рекламы.

Сильное государственное ТВ – помимо России – сегодня существует и в Китае, где оно тоже занимается поисками и продажей рекламы, но в Китае по сравнению с Россией государственное ТВ более откровенно и жестко подчинено государственной идеологии. Там налицо связка государственной собственности и государственной идеологии, а реклама привлекается в качестве дополнительного источника доходов. Российское же государственное ТВ, государственное по типу собственности, выступает игроком на рынке рекламы, и свои программы подчиняет логике рынка, в результате оно вынуждено становиться по идеологии, по ценностям коммерческим телевидением.

Конечно, кажется, что в этих условиях единственным спасением может стать общественное телевидение. И пример Великобритании как родоначальницы общественного телевидения до сих пор выглядит очень привлекательным. Но хочу сослаться на мнение Егора Колыванова, защитившего диссертацию по моделям общественного телевидения в Европе. Он сравнил общественное телевидение Великобритании 1920-х годов с семенами, брошенными в разрыхленную, питательную, никем не занятую почву. В такой почве оно смогло прорасти и дать прекрасный результат. В условиях России же бросать нужно в асфальт, закатанный коммерческим вещанием. Смогут ли в нем пробиться здоровые ростки общественного телевидения?

Мне кажется, что для нас общественное ТВ – идеал, ценность, к которой необходимо стремиться. Но построение общественного телевидения в современных условиях России сложно по ряду причин. Во-первых, политическая культура России не предполагает общественного контроля, контроля гражданского общества в сфере ТВ, как и масс-медиа в целом. У нас нет ни социальных, ни аудиторных, ни экономических механизмов контроля телевидения. При этом экономическая модель общественного ТВ в ряде стран предполагает абонентскую плату. Сегодня же, в условиях большого бесплатного предложения телевизионных каналов в России, кажется, что россияне не готовы даже к небольшой плате.

Есть и вторая причина. Единственной силой, способной организовать общественное телевидение: выделить частоту, привлечь инвестиции, создать технологическую инфраструктуру и т.п., во всех странах выступало государство. К сожалению, в нашем обществе доверия ни к частному бизнесу, ни к государству нет. Поэтому, если сегодня кто-то будет говорить о том, что собирает пожертвования для общественного телевидения, то боюсь, зрители не поверят. В 1990-х гг. в России уже была попытка создать под маской общественного ТВ коммерческий канал, вспомним ОРТ.

Наконец, третий момент. Само общественное телевидение в Западной Европе и в той же Великобритании находится сегодня в достаточно жестких условиях конкуренции с коммерческим телевидением. Финское общественное телевидение «Юлейсрадио»(Yleisradio, YLE) конкурирует с рекламными телеканалами Minos-TV и Nelonen. В Великобритании BBC уже с 1950-х гг. конкурировало с I – TV, а с 1980-х еще 4-й и 5-й каналы стали конкурентами. Конкуренция в Италии между общественным телевидением и коммерческими телеканалами группы Mediaset, находящимися в собственности С. Берлускони, обострена до предела. Надо понимать, что сама модель общественного телевидения не гарантирует ухода коммерческого ТВ с рынка, его ослабления.

Есть ли какой-то выход? Думаю, есть. Телевидение является общественным ресурсом: и техническим, и политическим, и культурным. Поэтому во многих странах, где оно не выступает столь жесткой альтернативой коммерческому, например, в США, за телевидением и радио закреплена важная функция – общественной службы. В современном обществе подобная функция свойственна и ряду других институтов, например, образованию. Оно (образование) общественная служба, и вне зависимости от формы собственности, за ним закреплен некий стандарт качества, поэтому все образовательные программы должны удовлетворять стандартам, определенным государством и обществом. Музеи – это тоже общественная служба, они должны служить всем, вне зависимости от формы собственности.

Более реалистичный путь для России: в условиях лицензии телевещателей прописывать обязательства вещателей как общественной службы. Это могут быть те же обязательства, которые определяют принципы общественного телевидения, но их следовало бы вменить в деятельность ТВ как своего рода общественную нагрузку. Это должно быть определено государственными документами, но все-таки после публичных дискуссий. Вот здесь как раз и следует задействовать институты гражданского общества – негосударственные организации, организации зрителей, потребителей, экспертные сообщества для того, чтобы сформулировать стандарт качества для конкретных программ: новостей, политической и экономической аналитики, детских, документальных передач. И вменить выполнение этого стандарта в обязанность всех вещателей, получающих лицензию от государства. Такая система есть. Она существует в определенной форме в США, где все коммерческие станции по закону 1948 г. обязаны не менее 5% времени отводить новостям. Подобная практика еще более развита в Дании, где коммерческий канал «ТВ-2» выполняет функции общественной службы, и в части своих программ должен соответствовать ценностям общественного вещания.

Вот так, я думаю, без привлечения специальных инвестиций, без специальных организационных усилий можно сформировать общественный запрос на определенные типы программ, попытаться приблизить идеалы общественного вещания к российской реальности. Боюсь, что заставить людей платить абонентскую плату и создать телеканал, свободный от влияния рекламодателей, в условиях российского рынка практически нереально. Мы, вероятно, упустили тот момент, когда можно было государственное телевидение трансформировать в общественное, как сделали многие страны Восточной Европы.

Заключительный посыл состоит в том, что старый подход к созданию общественного ТВ сегодня не работает еще и потому, что есть интернет, есть новые медиа и есть те самые новые интерактивные платформы, которые оттягивают молодежную аудиторию. Сейчас необходимо осознание нового подхода, при котором за всеми вещателями, в том числе и в интернете, будет закреплен статус общественной службы. И они как общественная служба должны будут отвечать тем стандартам, которые общество для них сформирует.

slon.ru

26.02.2019
25.02.2019
все новости >>>

Аналитика
22.02.2019
10.01.2019
вся аналитика >>>