Гении и злодеи. 30 ноября в 00:50. "Первый". Константин Мельников. / ООО «ВИП-Псков», Псков, Реклама на телевидении в Пскове
 
На главную
Контакты
Карта сайта
Новости
Новости

Гении и злодеи. 30 ноября в 00:50. "Первый". Константин Мельников.

30.11.2009

Они родились в один год – новый архитектор и новая страна. В 1917-м году Константин Мельников окончил Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Он пытался примерить на себя и неоклассику, и символический динамизм, и рационализм, и нарождающийся конструктивизм. И с удивлением обнаружил, что ни одна из всех этих архитектурных концепций его не устраивает. Натура Мельникова не терпела никаких творческих ограничений. Он хотел создавать что-то новое. И всего через несколько лет, 19 августа 1923 года, на свет появился первый шедевр Мельникова – павильон "Махорка" на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. До наших дней сам павильон не сохранился. Но те архитектурные принципы, которые заложил Мельников, действуют сейчас в каждом современном здании. Фактически, эта временная деревянная постройка является проматерью любого хайтековского небоскреба.

А в 1925 году по проекту Мельникова возводится выставочный павильон на Международной выставке декоративных искусств в Париже. Европа была ошеломлена. Никто на Западе не ожидал такого буйства фантазии от нищей, измученной революциями и войнами страны. Никто не ожидал, что Россия, всегда заимствовавшая культурные ориентиры у просвещeнной Европы, сможет стать во главе мирового искусства. Это было мировое признание Мельникова. Организаторы выставки устроили в честь победителя шумный бал, пригласительные билеты на него расписывал сам Пикассо. Королевой бала выбрали жену архитектора Анну Гавриловну Мельникову, приехавшую в Париж вместе с детьми по вызову мужа.

Ему казалось, что весь мир лежит у его ног. Это было золотое время для Мельникова, он строит проект за проектом. В клубе Русакова, знаменитой шестерне на Стромынке, он выносит балконы зрительного зала за пределы строения. А в клубе "Буревестник", чтобы не отнимать пространство у зрительного зала, клубные комнаты Мельников выносит в отдельную четырeхэтажную башню в форме пятилистника. Комнаты должны быть светлыми, поэтому круглые стены башни почти сплошь из стекла. Сначала строители отказались возводить эту конструкцию. Не умели тогда строить стеклянных башен, да еще в форме цветка. Но архитектор заставил инженеров придумать способ осуществить его идею. Ни в одном своем проекте Мельников не повторился. Каждый его клуб это не просто здание необычной формы, это уникальный художественный образ.

Но главное, он осуществляет свою давнюю мечту - строит свой собственный дом. Это было невероятно. В стране, объявившей войну частной собственности, разрешили кому-то построить свой дом. Да еще в самом центре Москвы. Но, во-первых, это не какой-то там мещанский особнячок, это официальный показательный эксперимент – предполагалось опробованные здесь методы использовать в массовом жилищном строительстве. Ну, а во-вторых, всe строительство велось на личные средства Константина Степановича.

Два вписанных друг в друга цилиндра, смотрящих в небо. Этот проект был необычным даже для Мельникова, что уж говорить об остальных. Кто-то увидел в нeм простую восьмерку, а кому-то он показался математическим символом бесконечности. В конце 1929 года семья Мельниковых въехала в этот дом. Он стал последней крупной работой великого зодчего.

Были, конечно, ещe и проекты гаражей Интуриста и Госплана. Были и конкурсы на монумент Христофору Колумбу, на здание Наркомтяжпрома. Была и персональная выставка в Милане в ряду двенадцати лучших архитекторов мира. Но ни один из своих проектов Мельников больше не осуществил. Страна меняла свой архитектурный курс. Отныне любое новое здание должно было подчиняться единому стилю. Советскому государству больше не нужны были творческие свободолюбивые искатели, ему нужны были аккуратные исполнители. Начавшись с мелких критических заметок в прессе, смена стиля превратилась в открытую травлю недавних лидеров архитектурного авангарда. Мельникова лишают преподавательской практики, а через какое-то время освобождают от руководства мастерской Моссовета. Ему выписывают пожизненную пенсию и вычеркивают из архитектурных хрестоматий. К пятидесятым годам Мельников оказывается забытым. А его творения, которые уж никак нельзя было спрятать, превращаются в примеры злостного формализма и чуждого эстетства.

Только в 1965 году, к 75-летнему юбилею Константина Степановича, Союз архитекторов решил устроить выставку его работ. И она буквально взорвала тогдашнюю архитектурную Москву. Но и этого, второго, признания хватило всего на три дня. Потом эскизы сняли, а выставку закрыли. В следующий раз о Мельникове вспомнили через пятнадцать лет после его смерти, когда ЮНЕСКО объявило 1990 год годом русского архитектора Константина Мельникова.

26.02.2019
25.02.2019
все новости >>>

Аналитика
22.02.2019
10.01.2019
вся аналитика >>>